Norco: Евгений Шипилов - серебряный призер Listopad BikeSession
Опубликовано: 06 декабря 2018 г.
Заключительная гонка сезона по доброй традиции пронеслась по окрестностям Балаклавы в конце ноября. Второй год подряд райдеров принимал скоростной и коварный "Пентагон". Слово Жене:
Я гонял по этой трассе уже в 4-й раз и впервые изменил привычный ход поездки. Очень хотелось прокатиться по новым трейлам на Ай-Петри, а в запасе было всего три дня. Пятничные тренировки были принесены в жертву фрирайду, о чем я ни на секунду не пожалел. С прошлого года трасса изменилась совсем немного, поэтому 5 спусков перед квалификацией хватило, чтобы вспомнить траектории и прикасаться к ДХ байку, на который я не садился с июля. Большой байк требует другого подхода, резкие движения и езда «вприпрыжку» уступает место прямым траекториям, а каменные секции Пентагона показались совсем простыми, особенно когда трасса окончательно высохла.
Впрочем, быстро стало понятно, что особых преимуществ на этой трассе Norco Aurum не даёт, скорее наоборот, забирает больше сил. Многие камни, которые я легко перелетал на Range, просто не успевал перепрыгнуть на длинноходном байке, а жёсткую каменную секцию, на которой сильно трясло на эндурике, в этот раз заменили новым, более простым участком. Накат на неподходящей для сухого грунта резине отсутствовал, приходилось много крутить там, где на эндурике я заставлял себя не трогать тормоза.
Квалификацию неожиданно выиграл (в категории Мастера), хотя совершенно не торопился. Тимур Замалиев отстал всего на секунду и, как обычно, был настроен решительно, наверняка ему хотелось взять реванш за прошлый год, когда я привез ему несколько сотых. В финале не смог настроиться на боевой лад, ехал быстро, но не по-гоночному, а за несколько сот метров до финиша пробил заднее колесо. Сильные ноги помогли сохранить второе место, и я получил ещё одно напоминание, что камеры изжили себя даже в ДХ.
Наградой стал день катания на Ай-Петри в понедельник, в тумане по влажным камням это было незабываемо! Именно здесь Aurum раскрылся на все сто, позволяя без тормозов врываться в каменные секции, прыгать незнакомые пролеты и не перетормаживать на большом уклоне. Конечно, нестись по незнакомым трассам было бы невозможно без помощи друзей, хорошо знакомых с траекториями – впереди были Иван Кунаев, Андрей Джибраил и строитель новых трейлов Саша Прянишников.
Norco: Кофе и швейцарские синглтреки
Опубликовано: 22 ноября 2018 г.
Сестры близнецы Анита и Кэролайн Гериг, выступающие за команду Norco Twins Racing в гонках мировой эндуро серии, после напряженного сезона возвращаются домой, чтобы обрести умиротворение и мотивацию для прогресса в следующем году. Швейцарский городок Флимс расположен высоко в горах и знаменит живописными тропами, отлично подходящими для катания на маунтинбайке. Это место прекрасно подходит для того, чтобы избавиться от стресса, который неизменно подстерегает спортсменов во время соревнований. Спокойная жизнь дома, общение с родными и друзьями помогает восстановиться от травм и набраться сил, чтобы уже совсем скоро снова окунуться в гонки.
Конечно, межсезонье – это время не только для того, чтобы наслаждаться кофе с пирожными, но и отличная возможность покататься с друзьями в свое удовольствие, забыть о погоне за успехом, поиске лучших траекторий и постоянном давлении, которое испытывают гонщики. Это время, чтобы вернуться к истокам, вспомнить о том, что привело тебя в этот спорт. Прекрасные виды вокруг, друзья, с которыми можно поделиться впечатлениями, и, конечно, немного адреналина. Расслабленное катание осенью поможет зарядиться энергией для зимних тренировок и отвлечься от постоянных переездов.
Norco: Финал РЭС в Балаклаве: бороться и упасть или катить и наслаждаться?
Опубликовано: 12 октября 2018 г.
В этом рассказе райдер команды Norco Евгений Шипилов хочет не столько поделиться своими впечатлениями от гонки (хотя без этого не обойдется), сколько попробовать рассказать начинающим и продолжающим эндурщикам, как стать стабильнее, не бояться сложных участков, не уехать мимо трассы, а также получить больше удовольствия от гонки. А еще — как не стать заложниками досадных поломок железа, которые часто настигают во время заездов.
Обычно слова благодарности организаторам оставляют на потом, но я с удовольствием начну с них. Не часто нас балуют новыми местами катания, думаю, все уже свыклись, что Российская Эндуро Серия – это Собер, Ялгора, НиНо и Алушта (хотя и последние две локации пропали с радаров). Поэтому, когда в начале года заявили этап РЭС в Ялте многие, и я в том числе, этому несказанно обрадовались. С Ялтой как-то не срослось, но вместо нее нас ждал не менее увлекательный этап от ребят из FractionRacing, которые уже много лет славятся проведением отличных ДХ гонок в окрестностях Севастополя. Соревнования на Сапуне, «Бочке Смерти» и Пентагоне – их рук дело. Для эндуро была выбрана уникальная локация, несколько лет подряд принимавшая другую серию соревнований от Fraction– FunDay. Я посетил такую гонкую гонку лишь однажды – зимой 2014 года, и был приятно удивлен атмосферой дружеских покатушек на время.
Перед этапом РЭС была проделана огромная работа, и мы получили новый спот в Крыму, достойный, чтобы вырваться на денек из Ялты или Алушты. Важная особенность – компактность спота, все 5 трасс финишируют в одной точке, откуда можно быстро подняться обратно. Новые полки и контруклоны позволяли немного расслабиться между бесчисленными плоскими поворотами на антиуклоне и сыпухе. Скоростные участки удачно чередовались с техничными каменными секциями, а кое-где нужно было собрать волю в кулак, чтобы проехать быстро. Браво Fraction – трассы получились захватывающие!
За хронометраж отвечал незаменимый MonsterTiming, с разметкой были небольшие проблемы, но недостойные того, чтобы о них писать. Единственным проколом можно назвать заброски в день гонки – микроавтобусы ездили огромным кругом через город, и когда один из них сломался – сидевшие в нем не успели на старт. Проблему успешно разрешили, но в целом было неприятно трястись по 30 минут, чтобы набрать жалкие 300 метров. В первый день тренировок мы поднимались на старт пешком быстрее, чем на авто (пикап не в счет, но он был один и доставался лишь счастливчикам), и я был бы рад, если гонка проходила бы в формате самокрута наверх, без забросок вовсе. Печаль в том, что мало кто осилил бы такой квест, к сожалению, физуха у многих далека от минимально необходимой, так что для нормального количества участников без забросок еще долго не обойтись.
А как сама гонка? Сама гонка понравилась! На самом первом СУ все пошло не так как планировалось. В первом повороте перебрал со скоростью и уехал высоко на стену. Поумерить бы пыл после этого, но нет. В лесной части на свитчбэках решил покрутить из поворота, задел педалью пенек и исполнил ноуз мэнуал сидя в седле, с болтающимися в разные стороны ногами. Каким-то чудом не улетел через руль, а плюхнулся обратно в седло, оттормозиться перед очередным поворотом не успел и въехал прямо в кусты. Быстро переставил байк на трассу и спокойно покатил к финишу. После этого желания геройствовать не было совсем, так что оставшиеся 4 СУ просто наслаждался катанием, без лишнего риска. Практически нигде не дрифтил по сыпухе, хотя на тренировках отрывался, как мог. С таким настроем 4 место – это то, чего я заслужил, хотя проиграть Андрею Джибраилу, закатившему на подиум на ДХ байке было немного обидно.
Теперь перейдем к самому интересному. Поделиться опытом меня подтолкнули рассказы одного из организаторов РЭС и активного гонщика Саши Григорьева, а также многочисленные поломки победителя этапа в Балаклаве Виталика Хрипунова. Ну и у самого этот сезон выдался насыщенным и богатым на свежий багаж знаний.
Начнем с самого интересного – запоминания трасс и общей навигации. Очевидно, что заучить, как в даунхилле, 5 и более трасс за несколько дней вряд ли возможно. Тем, на мой взгляд, и интересно эндуро – разнообразием катания. Но чтобы насладиться спусками и показать скорость, (а зачем еще в гонках участвовать?) полезно освоить несколько приемов езды на время вслепую или после 1 просмотрового проезда по трассе. 1 – смотри куда едешь. Вроде банальность, но многие все равно смотрят близко под колесо, а потом удивляются «нарисовавшемуся» повороту или саду камней. Если заранее приготовиться к повороту, то можно успеть перестроиться на внешнюю траекторию, взять как можно более широкий заход. Или успеть просчитать в голове подходящую траекторию через камни (хороших траекторий обычно несколько, каждый выбирает удобную, поэтому копировать друга не всегда правильно). Просто постоянно одергиваем себя в обычном катании и поднимаем глаза, со временем войдет в привычку.
2 – думай заранее куда ехать. Это относится к трассам, у которых есть развилки. Такие всегда есть на Собере, а в Балаклаве у 5 трасс было 3 начала, то есть 4 раза нужно было четко помнить, куда ехать на развилке. Тоже банальность, но я сам весной на мини-ДХ в Обнинске уехал не туда. Оказывается, мало прокручивать трассу в голове перед стартом, мысленно повторяя, куда поворачивать. Часто бывает, что уже через секунду после старта забываешь обо всем и едешь, куда глаза глядят. В Балаклаве пару раз уезжал не туда как раз Саша. Для себя выработал простую напоминалку. После старта продолжаю прокручивать в голове общий курс трассы и напоминаю себе о развилках. По опыту оказалось, что это практически не влияет на концентрацию, зато точно помогает повернуть в нужную сторону.
3 – на тренировках никогда не ленюсь остановиться и 1,2, а иногда и 3 раза перезайти коварный поворот или спуск. Если проехать всю трассу несколько раз нельзя, то отдельные ее части – без проблем. Главное отходить подальше от сложного участка, искать ориентиры, по которым можно потом вспомнить об этом месте. Это может быть пень, дерево или что угодно еще. А оказавшись непосредственно на сложном участке, вы будете точно знать, что делать.
4 – Сейчас стало модно ставить контактные педали в угоду скорости, но станете ли вы действительно быстрее на них? И что важнее, эмоции или чистая скорость? Факт в том, что подъемов в эндуро становится все меньше, а сложных техничных участков – больше. Конечно, контакты это не только подъемы, но мест, где вам захочется выставить ногу, всегда немало. Причем часто приходится выстегиваться не по своей воле. Один раз вовремя не встегнувшись, можно потерять гораздо больше, чем дадут все преимущества контактов вместе взятые. Мое мнение таково – нужно как минимум хорошо уметь ездить на топталках, то есть свободно прыгать банник через препятствия и не терять ноги на самых жестких участках, а потом решать, на чем приятнее ездить. Платформы не сделают вас быстрее, но стабильнее и свободнее – точно.
5 – Не уверен — не рискуй. Тот же пенек, почти выкинувший меня из седла, мог оказаться камнем побольше, как это произошло с Вадимом Савельевым, который решил вкрутить на непонятном участке. У современных байков низкие каретки, поэтому педали цепляют за препятствия довольно часто. Не уверен, что проскочишь педалью или переключателем? Выбери другую траекторию.
На первом фото я аккуратно прокатываю скользкий поворот на антиуклоне, подстраховываясь ногой. Выставляю байк на нужную траекторию и правильно нагружаю. Валя Попов рискует, дрифтит, но из этого поворота выкатывает. В следующем падает. Абсолютно разный стиль и подход. Мой метод медленнее на 4 секунды на 4-х минутной трассе, зато надежно)
Теперь пройдемся по железу. За 9 лет участия в эндуро железо подвело меня всего один раз — весной 2018 года на Собере. Слетела цепь, запоров всю гонку. Проблема в том, что цепь на 11-12 скоростей с пробегом более 300 км уже нельзя считать новой. Риск того, что она слетит гораздо больше, чем с новой цепью. Вторая возможная причина – рамка успокоителя One-Up, которая визуально выглядит очень широкой – примерно в полтора раза шире, чем у Reverse на который я ее поменял (поменял потому, что отломалось крепление после очередной попытки поставить цепь на место). На гонку теперь всегда ставлю новую цепь (за 1-2 дня, не больше). Конечно, передняя звезда должна быть тоже в хорошем состоянии, так как NW звезды изнашиваются и теряют свойство держать цепь. Само собой, что регулярно следим за растяжением цепи специальным прибором, чтобы цепь не слишком сильно растянулась и не начала «есть» кассету, иначе новую цепь поставить уже не получится. Проверяем затяжку переключателя (Sram иногда подтягиваю несколько раз за гонку) и роликов в нем.
Нормальное состояние цепи на ступенях
Но самый насущный момент, который и всегда активно обсуждается – это живучесть покрышек. Я не буду убеждать, что на любую трассу надо ставить непременно двухслойную ДХ резину, это не так. Например, на Собере, при должной сноровке, можно вполне гонять на EXO. Весной у меня спереди стоял ХР2 2.4 EXO, но в один момент я был на волосок от провала, когда прыгнув через очередные камни приземлился в острый край одного из них, и звон обода можно было слышать на финише СУ. Обычно после такого меня обдавал фонтан герметика, но в этот раз пронесло. На сезон я купил комбинацию HighRoller 2 вперед и Agressor назад, 2.5 дюйма шириной в версии DD, то есть с двойным кевларовым кордом и бутиловой вставкой, защищающей от пробоя. Снова вспоминаем, что в эндуро крутить не так уж и много, а вниз надо рубить, как в даунхилле и радостно ставим нормальные ДХ покрышки, желательно бескамерно. В этом случае можно забыть про всякие модные вставки, которые сейчас активно продвигают. Вероятнее всего обод сложится раньше, чем вы пробьете об него насквозь ДХ резину. Опять же, на весе ободов лучше сильно не экономить, себе дороже выйдет. Не зря на EWS именно колеса в первую очередь помечают наклейками – они должны прожить до конца гонки, по факту у меня живут уже целый сезон, хотя небольших вмятин хватает.
Ну и как же без надежных тормозов?! К сожалению, в РЭС нет трасс реально требовательных к перегреву, кроме, разве что, «Старой Красной» на Собере, спалившей не одну пару Guide. В идеале тормоза для эндуро – это Code или Saint с качественными роторами (желательно наделенными охлаждающими элементами из алюминия). Перед гонкой лучше вспомнить, сколько спусков вы сделали с Ай-Петри, и при необходимости поменять тормозную жидкость или хотя бы избавиться от воздуха в системе. Провалившаяся некстати ручка может испортить не только гонку, но и здоровье. И конечно, не экономить на колодках. Варианты с «Али» за 100 рублей так и манят, но стоит ли экономить на безопасности, вопрос риторический. Не призываю всех бежать за оригиналом, хотя сам именно так и делаю, но лучше выбирать проверенных годами производителей.
Да это все не дешево, но позволит избежать досадных поломок на гонках. В заключении, хочу вспомнить одну опасную тенденцию. Все больше людей участвует в эндуро в шлемах корзинках, зачастую кантрийных. Здоровье и жизнь личное дело каждого, но помним, что нас ждут дома, не только живыми, но и с целой физиономией. На большинстве этапов EWS, а также на многих менее статусных гонках мира разрешено выступать только в фулфейсах, и это не просто прихоть организаторов. Эндуро опасный спорт, как по мне, не менее опасный, чем ДХ, сам пробовал гонять в котелке, но с некоторых пор принципиально этого не делаю и никому не советую. Даже если вы убеждаете самих себя, что едете аккуратно, с запасом, все равно соревнования часто заставляют рисковать, азарт никому не чужд.
На тренировках в корзинке, на гонку — фуллфейс!
Фото: Юрий Шумейко
Norco: Сэм Бленкинсоп в погоне за титулом «Короля Крэнкворкс»
Опубликовано: 09 октября 2018 г.
В свежем видео от Rockshox под громким названием «King Sam» (Король Сэм) вы сможете увидеть, как райдер Norco Factory Racing Сэм Бленкинсоп охотится за победами на самом известном фестивале экстремального горного велосипеда Crankworx. На протяжении сезона 2018 года Сэм демонстрировал свой фирменный «свободный» стиль, который так приятно наблюдать на фоне райдеров, заряженных на борьбу с секундомером. На протяжении нескольких лет Сэм боролся за титул Короля Крэнкворкс, но именно в этом году смог достичь своей цели. Начав с победы в даунхилле на первой остановке фестиваля в новозеландском Роторуа, Сэм продолжил успешно набирать очки во всех индивидуальных «гоночных» дисциплинах, и на заключительном мероприятии в Вистлере, наконец, стал обладателем желанного титула.
Эта модель Storm с заниженной верхней трубой рамы создана специально для девушек, ценящих сочетание удобства дорожного велосипеда с проходимостью горного байка. На нем вы сможете уверенно передвигаться по городу и с удовольствием прокатитесь по бездорожью. Универсальные накатистые покрышки отлично справляются с лесными дорогами и хорошо катят по асфальту, а набора передач хватит, как для крутых подъемов, так и для быстрой езды под гору.