Обзор Norco Aurum HSP1 29"
Опубликовано: 30 апреля 2019 г.
Первые шпионские фотографии Aurum HSP появились в сети несколько лет назад, и вот, наконец, этот байк появился в магазинах. Карбоновый красавец оснащен на выбор колесами 27,5 или 29 дюймов, однорычажной подвеской с высоким расположением основного шарнира, а также сохранил фирменные технологии Gravity Tune и Size Scaled Tubing. Первая отвечает за сбалансированную геометрию, благодаря изменению длинны нижних перьев в зависимости от размера рамы, а вторая – позволяет сделать рамы одинаково жесткими, вне зависимости от размера. Aurum HSP1 практически полностью копирует байк, на котором выступают гонщики Norco Factory Racing в гонках Кубка Мира и комплектуется компонентами Sram, колесами DT Swiss, покрышками Schwalbe Magic Mary и кокпитом от Deity.
Предлагаем вашему вниманию обзор от Пола Астона (Paul Aston, Pinkbike.com):
Даже при беглом осмотре байка становится ясно, что за годы проектирования и доработки создатели позаботились обо всех аспектах нового Aurum. Вылизанные линии, сложные формы, которые можно сделать только из карбона, а также исключительное внимание к деталям на Aurum HSP порадует любителей стильных решений. Интегрированные отбойники двухкоронной вилки, а также резиновыее накладки на нижней трубе надежно защищают карбоновый передний треугольник в ключевых местах.
Ролик натяжителя цепи и сама цепь надежно спрятаны между широкой пластиной и рамой, такая конструкция не дает цепи ни единого шанса слететь.
Крепление подседельного штыря изящно интегрировано в раму, а мощная резиновая накладка на пере исключит неприятные звуки при контакте цепи с рамой. Гидролиния заднего тормоза и рубашка переключателя проложены снаружи рамы для удобства быстрой замены в полевых условиях, что должно понравиться тем, кто активно катается, участвует в соревнованиях, но не имеет собственного механика. Лишь в заднем пере рубашка ныряет внутрь рамы, чтобы исключить ее повреждение цепью. Гидролиния протянута по верхней трубе рамы, где ее сложнее всего повредить, практически по прямой линии к калиперу.
Каждый изгиб рамы тщательно «вылизан», а крепление калипера к раме выполнено по стандарту IS, чтобы избежать алюминиевых вставок с резьбой в районе крепления оси.
В конструкции велосипедов Norco нам особенно нравится технология Size Scaled Tubing. Ее суть в том, внешние размеры и толщина карбона изменяется с ростом размера рамы. Как правило, люди, которым подходит размер S весят существенно меньше, чем те, кому нужен XL, поэтому рама большого размера должна быть жестче и немного тяжелее. С нашей точки зрения это правильный подход, который в Norco практикуют довольно давно. В любом случае, для каждого размера рамы нужна своя форма для спекания карбона и особый способ укладки слоев волокна, так почему бы не оптимизировать каждую раму под вес райдера?
Единственный минус в дизайне этой рамы, на наш взгляд – это область прямо над кареткой и под амортизатором. В ней собирается вода и грязь, а доступ к регулировке отскока, которая там расположена, не такой простой, как этого хотелось бы.
Для любителей поэкспериментировать с геометрией в раму встроена регулировка длины Reach, который можно изменять в пределах 0мм/+4мм/+8мм переставляя специальную вставку в рулевой колонке.
Интегрированный зажим подседельного штыря использует специальный клин внутри подседельной трубы.
Геометрия Aurum HSP:
Norco предлагает 4 размера рамы и два варианта колес: 27,5 и 29 дюймов. Но не возможно просто выбрать любую ростовку и размер колес, так как каждая рама создана под конкретные колеса и не имеет адаптеров для установки другого размера колес. Размеры XS/S и S/M предлагаются только с колесами 27,5 дюймов, а M/L и L/XL доступны как с 29-ти дюймовыми колесами, так и с 27,5.
Также Norco используют в Aurum HSP, как и во всех других двухподвесах своей линейки, технологию Gravity Tune, согласно которой нижние перья удлиняются на 10мм в каждой последующей ростовке. Почему это важно? Большинство именитых брендов гордо заявляют об идеально сбалансированной геометрии, но по факту, увеличение ростовки означает лишь удлинение переднего треугольника, которое достигает 10 сантиметров, в то время как задний треугольник остается неизменным. Не нужно быть математиком, чтобы понять, что при таком подходе идеальный баланс будет далеко не во всех ростовках. Также, на бумаге нижние перья длиной 430мм и рич 465мм в ростовке XL выглядят достаточно короткими, но, учитывая траекторию движения оси, которая при сжатии подвески смещается назад, наши измерения показали, что когда подвеска сжата на величину сэга – длина перьев становится равна 460мм, а при полностью прожатой подвеске – 506мм.
В таблице указано самое короткое значение рич, которое в каждой ростовке может быть увеличено на 4 или 8мм, благодаря использованию овальных вставок в чашки рулевой колонки. Например, в размере М рич может быть 445мм, 449мм и 453мм для байка с колесами 27,5 дюймов. Рулевая труба на тестовом байк в размере XL имеет длину 100мм, тогда как на байке с колесами 27,5 в том же размере она равна 122мм. Это сделано для того, чтобы значение стэк (расстояние от оси каретки до верха рулевой трубы, измеренное по вертикали) было близким у байков с обоими размерами колес. Поэтому рич для байка с колесами 29 дюймов будет 441 в минимальном положении против 445 у его собрата с меньшими колесами. Этот факт стоит учитывать при выборе размера рамы.
Все остальные параметры выбраны с одной четкой целью – сделать байк максимально быстрым. Угол рулевой трубы равен 62.5 градусов, а каретка находится ниже осей колес на 5мм для байка с колесами 27,5 дюймов, и на 24мм ниже для байка с большими колесами.
Конструкция подвески
Вне зависимости от размера колес ход передней и задней подвесок равен 200мм, что нам очень понравилось. Многие компании сейчас практикуют уменьшение хода подвески при использовании больших колес, и мы совершенно не понимаем почему. Колеса 29 дюймов легче преодолевают неровности, так зачем же уменьшать ход подвески? Чтобы байк ехал менее плавно? Мы хотим все и сразу!
Однорычажная подвеска с высоким расположением шарнира оснащена роликом натяжения цепи, который призван уравновесить силы, создаваемые натяжением цепи. Он расположен таким образом, чтобы цепь проходила ровно через центр основного шарнира. Благодаря этому, при срабатывании подвески не происходит обратного удара по педалям. При этом, цепь удлинняется в нижней части между звездой и переключателем, и муфта натяжения лапки будет создавать небольшое сопротивление при педалировании. Два массивных «крыла» свингарма тянут первый прямой линк, который, в свою очередь соединен со вторым линком. Этот второй линк соединен через шарнир с нижней трубой переднего треугольника и сжимает амортизатор вниз с его верхнего конца. За демпфирование отвечает новый RockShox Boxxer спереди и пружинный Super Deluxe World Cup RC сзади.
Комплектация
Руль Deity Blacklabel шириной 800мм
Вынос от Deity завершает кокпит
Мы используем для тестов всех ДХ велосипедов одинаковые покрышки E13 LG-1+. Изначально велосипед укомплектован резиной Schwalbe Magic Mary с компаундом Ultra Soft Addix
Втулки DT 350 и обода DT Swiss EX511
Нижняя часть успокоителя цепи E13 LG1 и защита звезды отвечают за надежность этого узла.
7-ми скоростная трансмиссия SRAM's X01DH – отличный выбор для соревнований по даунхиллу.
Тормоза Avid Cod RSC
Грипсы Deity Knuckleduster очень удобны
Настройка тестового велосипеда
Для Aurum HSP инженеры создали потрясающую подробную инструкцию по настройке всех узлов велосипеда. Она намного лучше, чем все, что я видел прежде для всех других байков. Изначально я решил настроить байк самостоятельно, а потом, после нескольких выездов на трассы, сравнить свои настройки с рекомендованными. В инструкции во всех деталях описан выбор размера рамы под ваши параметры, настройка подвески в зависимости от вашего стиля катания и типа трасс. Здесь вы найдете рекомендации по выбору давления в покрышках в зависимости от вашего веса, а также описаны возможные проблемы и способы их устранения. Еще одна необычная рекомендация касается способа затяжки болтов в коронах вилки Boxxer, а также правильное выравнивание самих корон, которые должны быть выставлены идеально прямо, для плавной работы вилки. Большинство райдеров даже не подозревают, что есть специальный метод затягивания болтов короны, который обеспечивает наилучшую работу вилки, но этот способ существует, и он подробно описан в инструкции. В дополнение, я обратился в Norco с вопросами по настройке байка и они оперативно и подробно на них ответили. Честно говоря, я редко встречал такое отношение от компании, большинство просто продают велосипеды, оставляя покупателей один на один с множеством сложных настроек современных амортизаторов.
Я использовал пружину жесткостью 400lb, которая обеспечивала сэг в 30%, давление в вилке установил 125psi, а также удалил все проставки из воздушной камеры. Низкоскоростная компрессия на вилке и амортизаторе была выставлена в положение +2 щелчка регулировки, а высокоскоростная компрессия полностью открыта на обоих амортизаторах. После нескольких тестовых выездов, по совету Norco я установил пружину 450lb, добавил 10psi в воздушную камеру вилки, и убрал низкоскоростную компрессию. Давление в покрышках я установил немного меньше рекомендованного – 22/24 вместо 23/26psi, так как предпочитаю больше сцепления, несмотря на худший накат. Если вы готовы неистово атаковать повороты и каменные сады, то лучше следовать рекомендациям Norco. Руль Deity я не стал отпиливать и катался на максимальных 800мм, высоту руля установил максимально возможную, а регулировку рич выставил в максимально длинное значение.
Aurum HSP на трассах
Я уже много раз говорил, что являюсь большим поклонником однорычажных подвесок с высоким расположением основного шарнира, особенно для даунхилла и при использовании педалей платформ. Основное их преимущество – траектория движения заднего колеса, которое движется сначала больше назад, чем вверх. Такие велосипеды просто невероятно мягко отрабатывают мелкие неровности, а ноги уверенно держатся на педалях, невзирая на то, как жестко вы атакуете трассу. От этих ощущений просто невозможно отказаться.
Также мне понравилось, как подвеска ведет себя при торможении. Мне нравится, когда геометрия байка не меняется, когда я мощно оттормаживаюсь, даже учитывая то, что она при этом работает не так эффективно. Когда приходилось резко тормозить на самых жестких участках перед резкой сменой траектории, чувствовалась некоторая нестабильность. Чтобы этого избежать, я стал выбирать другие траектории и точки торможения. В большинстве ситуаций, мы тормозим с заблокированным задним колесом не очень долго, поэтому кратковременная частичная блокировка подвески с лихвой компенсируется непревзойденным сцеплением, которое обеспечивает подвеска с высоким шарниром.
Рама по ощущениям получилась очень жесткой, возможно слишком жесткой для такого легкого, но высокого райдера, как я. Технология Size Scaled Tubing делает рамы большего размера жестче рам маленького размера. В большинстве случаев это большой плюс, ведь, как правило, большие рамы, особенно алюминиевые оказывались недостаточно жесткими из-за более длинных труб. Я вешу 75кг, при этом, мой размер рамы XL. В моем случае рама получилась, по ощущениям, чрезмерно жесткой, но в Norco советуют выбирать размер байка, руководствуясь исключительно параметрами роста, а чрезмерная жесткость большинством гонщиков воспринимается, как преимущество.
Подвеска имеет достаточно большую прогрессию, что вместе с траекторией движения заднего колеса назад, которую обеспечивает высокий шарнир, дает невероятную чувствительность. При этом в середине хода мне немного не хватало поддержки, особенно это чувствовалось при активной прокачке рельефа. При этом, при жестких приземлениях байк никогда не пробивался и был очень стабилен.
На участках с отрицательным уклоном и множеством корней и камней Aurum HSP ведет себя лучше любого байка с четырехрычажной подвеской, который мы когда-либо тестировали. Но лучше всего Aurum HSP проявил себя на свежем мягком грунте, усеянном корнями и камнями – здесь его великолепное сцепление пришлось особенно кстати.
Несмотря на высокую прогрессию, байк ощущается немного тяжелым, когда его нужно быстро поднять в воздух. В начале хода подвеска очень мягкая, а в середине недостаточно поддержки, поэтому подвеска реагирует на действия райдера медленнее, чем хотелось бы. Невероятная чувствительность здесь показывает свою обратную сторону, принося в жертву отзывчивость. Прыжки также требуют усилий, так как байк всеми силами стремиться прилипнуть к земле. Райдерам, которые любят много времени проводить в воздухе стоит попробовать поставить пружину пожестче. Если же вам важнее всего сцепление, стоит придерживаться рекомендаций инженеров.
Короткий задний треугольник вместе с относительно коротким, по современным меркам передним, создавали некоторую нестабильность на большом уклоне. Несмотря на то, что перья виртуально удлиняются при сжатой подвеске, если бы байк был чуть длиннее в статике, стабильности бы только прибавилось.
Угол рулевой трубы в 62.5 градуса не всегда дает преимущество. Мы ощущали некоторые вибрации на высокой скорости и небольшом уклоне. Сходные ощущения мы испытывали и на велосипедах других производителей, которые были оснащены колесами 29 дюймов и имели такой же угол рулевой трубы. Особенно этот эффект заметен на тормозных кочках в байк-парках, где скорости высоки, а уклон незначителен. Есть ощущение, что вилка изгибается и залипает, вместо того, чтобы ходить вверх-вниз. Как только уклон становиться больше, этот эффект исчезает. Скорее всего, длинноходные вилки в сочетании с большим офсетом и слишком пологим углом рулевой просто не справляются с подобными препятствиями.
Можно предположить, что маневренность 29-ти дюймовых колес вместе с ходом подвесок 200мм сделают любой байк не поворотливым, но Aurum HSP это напрочь опровергает. Даже учитывая угол рулевой трубы, и удлиняющиеся при срабатывании подвески перья, Aurum невероятно остро и легко управляется. Перекладки между поворотами происходят молниеносно, а низкий центр тяжести вносит свою лепту в легкость управления. Конечно Aurum не такой длинный, как многие его конкуренты и это вносит свой вклад в скорость реакции на действия райдера.
Учитывая рост тест райдера, он всегда выбирает размер рамы XL, и Norco не стал исключением. В сравнении с конкурентами, его база и передний треугольник немного короче, поэтому он ощущается менее стабильным. В тоже время, работа подвески для нужд даунхилла превосходит все четырехрычажные системы и обеспечивает недоступное им сцепление. Покатавшись на Aurum HSP можно смело пересмотреть свой подход к прохождению жестких каменных секций. Однорычажные подвески получили вторую жизнь в наши дни, и, возможно, найдут применение и в велосипедах для эндуро, если будет решена проблема сопротивления, создаваемая роликом натяжения цепи.
Подойдет ли Aurum HSP вам?
Если вы ищете байк высочайшего класса, который будет пожирать практически все на своем пути, HSP1 придется по вкусу. В нем нет ничего, что помешает вам показать наилучший результат на гонке или получить удовольствие, катаясь по самым сложным трассам. При этом, шансы стать центром внимания в очереди на подъемник настолько же высоки, как расположение его шарнира. Size Scaled Tubing не очень подошла нашему тест райдеру, но для больших и тяжелых райдеров это настоящая находка.
Также этот байк порадует тех, кто не может потратить много времени на тесты и настройку подвески, и боится потеряться в множестве настроек современных амортизаторов. Инструкция по настройке, бесспорно лучшая из предлагаемых на рынке, и буквально за час внимательного чтения и экспериментов, вы сможете настроить Aurum под себя практически идеально. Не стоит недооценивать это преимущество, ведь за многие годы катания я повидал огромное количество любителей и спортсменов, которые тратили дни, недели и даже годы, катаясь на ужасно настроенном байке. Эта проблема блестяще решена инженерами Norco.
Norco проделали блестящую работу над Aurum HSP, доведя его практически до идеала. Исполнение рамы оказалось на высшем уровне, и его, без преувеличения, можно назвать премиальным байком, который отлично выполняет свою работу.
По материалам Pinkbike.com и nsmb.com
Анонс команды Norco Factory DH Team
Опубликовано: 05 февраля 2019 г.
В январе велосипедное сообщество просыпается в ожидании новостей от ведущих команд Кубка Мира. Честно говоря, мы все любим сплетни, которые предшествуют официальным заявлениям, и живо обсуждаем возможные переходы спортсменов. После многочисленных спекуляций о том, кто же будет гонять на Aurum HSP в гонках Кубка Мира, наконец, пришло время раскрыть карты.
Norco Bicycles с радостью сообщает, что даунхилл возвращается домой под брендом Norco Factory DH Team. Это означает, что управление командой будет осуществляться менеджерами компании Norco, которые успешно развивают команду в дисциплине кросс-кантри на протяжении последних лет.
С момента своего основания в 1964 году, канадская компания Norco Bicycles всегда занималась поддержкой спортсменов в различных дисциплинах. В начале 80-х гонщики, выступавшие под флагом Norco завоевали множество титулов в соревнованиях по BMX, в середине 2000-х пришли победы в шоссейном спорте, а в последние годы Norco сосредоточились на кросс-кантри и даунхилле. Первый Aurum Carbon появился в 2015 году, как результат сотрудничества наших инженеров с гонщиками, и все дальнейшие разработки были неразрывно связаны со стремлением райдеров стать лучше и быстрее.
Помимо Norco команду спонсируют такие гиганты индустрии, как SRAM/RockShox, Deity, FiveTen и многие другие. В сезоне 2019 Сэм Бленкинсоп, Генри Фитцджеральд и новичок Norco Factory DH Team Элиот Джемесон (Elliot Jamieson) будут выступать на новом Aurum HSP.
Новозеландец Сэм Бленкинсоп представляет Norco в даунхилле с 2015 года, именно он был главным вдохновителем создания Aurum HSP, над которым инженеры работали последние два сезона. Сэм обладает неповторимым стилем владения велосипедом, а его наставничество для молодых членов команды сложно переоценить. Молодежь также переняла нелюбовь Сэма к катанию в перчатках, которые для них остались в прошлом, как кнопочные телефоны или компьютерные дискеты. В 2018 году Сэм завоевал титул «Короля Крэнкворкс», попав в призеры на всех соревнованиях по даунхиллу, проводившихся в рамках серии этих фестивалей. Любимое хобби Сэма - это рыбалка, которой он посвящает много времени в межсезонье.
«Гонять на байке одного и того же бренда и получать поддержку одной компании на протяжении стольких лет – большая редкость в наше безумное время, поэтому я очень рад быть столько лет вместе с Norco. Я счастлив, что могу зарабатывать на жизнь тем, что люблю больше всего – гонками на велосипеде» - Сэм Бленкинсоп.
Большинство любителей даунхилла мечтают жить в Ванкувере, а для Генри Фитцджеральда это родной город. Уже третий сезон Генри будет представлять Norco, ведь за это время он совершил огромный прогресс. Его целью на ближайший сезон является стабильное попадание в ТОП-20 на Кубке Мира, и мы считаем, что с таким учителем, как Сэм, ему по плечу даже большее. Генри тренируется в таких культовых местах, как Вистлер (Whistler) и Сквомиш (Squamish), которые являются мечтой любого маунтинбайкера. Кроме того, что Генри является левшой, интересным фактом можно считать то, что этот парень до сих пор не умеет ездить «вилли» и «мануал».
«Быть райдером Norco Factory DH Team значит очень много для меня. Кроме того, что это канадская компания, их офис находится всего в получасе езды от моего дома. Мне очень приятно работать с брендом, который развивался в тех же прекрасных местах, где я вырос» - Генри Фитцджеральд.
17-ти летнего Элионта Джэмесона связывает с Norco нечто большее, чем новый спонсорский контракт. Элиот – сын Джима «JJ» Джэмесона, который уже 25 лет работает менеджером в Norco Bicycles, поэтому неудивительно, что он вырос где-то неподалеку от нашего офиса. Посадите Элиота на любой велосипед, будь то «кантрийник», «эндурик», BMX, или аппарат для даунхилла, заявите его на гонку и он, непременно, вернется с медалью. В 7 лет он стал национальным чемпионом в гонках ВМХ, что вдохновило его на карьеру спортсмена, и с тех пор он не может жить без соревнований. В 2018 году Элиот стал бронзовым призером Чемпионата Мира по даунхиллу в категории Юниоры, причем это была его первая гонка такого уровня. Примечательно, что Элиот последние три года выступал за команду British Columbia в дисциплине кросс-кантри, при этом, только год назад стал использовать контактные педали.
«Для меня стать гонщиком заводской команды Norco – это воплощение мечты, поэтому я почувствовал себя невероятно счастливым и взволнованным, получив эту возможность. Несомненно, я следил за этой командой с тех пор, как сам начал гоняться, поэтому сейчас испытываю просто непередаваемые эмоции, оказавшись вместе с Сэмом и Генри. С нетерпением жду предстоящий сезон» - Элиот Джемесон.
Команда Norco Factory DH Team будет участвовать во всех этапах Кубка Мира по даунхиллу, а также в некоторых гонках Crankworx и Enduro World Series.